Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

 

 

 

Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»

Протокол №1 _____________ _______________

/

Пр.№162 от31.08.2015

Х.Ф.Мустафина/

 

 

 

Рабочая программа

 

химия

Шариповна

6

10

70

2

 

М.-Дрофа-2010г.)

 

 

«28» августа 2014г. _____________

Подпись учителя

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью гуманитарного образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь понятие об их составе, строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).

Предлагаемый курс химии базируется на знаниях, полученных учащимися в основной общеобразовательной школе. Он не выходит за рамки обязательного минимума образования и рассчитан на два часа в неделю. В результате освоения данного курса учащиеся получат необходимые знания об окружающих веществах и их превращениях, а также о химии важнейших природных и промышленных процессов. Они овладеют некоторыми методами работы с веществами, научатся осмысленно подходить к различным химическим явлениям. Химические знания станут основой формирования экологической культуры школьников, грамотного поведения и навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Работа на уроках включает как изучение теории, так и проведение химических опытов. В зависимости от наличия оборудования, реактивов, а также времени на проведение эксперимента, учитель выбирает те или иные опыты для демонстрации и самостоятельной работы учащихся.

­единений.

 

о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 

класс, базовый уровень, 68 часов.

В авторскую программу внесены следующие изменения:

темы №6 «Искусственные и синтетические полимеры». Резерв -2 часа.

учебного материала курса «Химия 10 класс».

технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.

 

 

).

Практические

работы

1.

Введение

1

 

 

2.

Теория строения органических соединений

6

 

 

3.

Углеводороды и их природные источники

16

 

№1

4.

Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники

20

 

№2

5.

Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе

8+1

№1.

№3

6.

Биологически активные органические соединения

8

 

 

7.

Искусственные и синтетические полимеры

5+1

№2.

 

 

 

Резерв

2

 

 

 

Итого

70

2

3

 

 

 

Содержание программы «Органическая химия»

 

Введение (1ч.)

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.

 

Тема 1. Теория строения органических соединений (6ч.)

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.

 

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16ч.)

. Природный газ как топливо. Преимущество природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.

на основе свойств.

Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.

и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.

Получение бензола из циклогексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.

Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.

коллекцией «Нефть и продукты её переработки».

 

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и

ч.)

Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.

Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.

кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.

Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ↔полисахарид.

Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.

6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства формальдегида. 8. Свойства глицерина. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.

 

Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (9ч.)

Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина – из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Генетическая связь между классами органических соединений.

Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

кислота.

Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.

Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.

 

Тема 5. Биологически активные органические соединения (8ч.)

Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.

 

ч.)

Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шёлк, вискоза), их свойства и применение.

Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвлённая и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных волокон и изделий из них. Распознавание волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.

15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.

Распознавание пластмасс и волокон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока

 

сов

планиру-емая

роведе-ния

Оборудо-вание

1.

 

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

6.

 

7.

 

 

8.

9.

 

10

11

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

18

19

 

2021

22

23

 

24

26

 

27

28

29

 

30

31

33

 

34

 

36

 

37

38

39

41

 

42

43

 

44

 

45

46

 

47

48

49

50

51

 

52

53

54

55

56

57

58

 

59

60

 

 

61

62

 

63

64

 

65

66

67

 

68

69

 

70

Повторение и обобщение ПС Д.И.Менделеева, ТБ в кабинете химии.

 

Введение.

Предмет органической химии. Органические вещества.

 

Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.

 

Строение атома углерода.

 

Валентные состояния атома углерода.

 

Обобщение: «Строение атома углерода»

 

х соединений.

Классификация органических соединений.

Основы номенклатуры органических соединений.

Решение задач: «Номенклатура в-в»

Изомерия и ее виды.

Строение органических соединений

. Реакция органических соединений.

Типы химических реакций в органической химии.

Решение задач: типы химических реакций

 

частиц и механизмы реакций в органической химии.

Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений.

Решение задач на вывод формулы орг. в-ва

соединений

Контрольная работа № 1

. Углеводородов.

Природные источники углеводородов.

Алканы.

Решение задач: «Алканы»

Практическая работа №1. качественный анализ органических соединений.

Алкены.

Практическая работа №2. Углеводороды.

Получение этилена.

Алкины.

 

Алкадиены. Каучук.Лаб.раб№1знакомство с образцами продуктов нефтепереработки

Циклоалканы.

Ароматические углеводороды.

Обобщение: «Углеводороды».Лабораторн.

работа№2. Изготовление моделей УВ

Контрольная работа № 2.

. Кислородосодержащие соединения.

Спирты. Многоатомные спирты.

Лабораторн.работа№3.Свойства глицерина

Практическая работа №3. Спирты.

Фенолы.Вфенола

Альдегиды и кетоны.

Практическая работа №4.Альдегиды и кетоны.

Карбоновые кислоты.

Практическая работа №5. Карбоновые кислоты.

жиров

Обобщение:кислородсодержащ.соединени

Контрольная работа №3по теме 4

. Углеводы.

Углеводы, их классификация и значение.

Моносахариды. Гексозы. Глюкоза.

Полисахариды. Крахмал и целлюлоза.

Практическая работа №6. Углеводы.

Обобщение: «Углеводы»

. Азотосодержащие соединения.

Амины.

Аминокислоты.

Белки.

Нуклеиновые кислоты.

Практическая работа №7. Амины. Аминокислоты. Белки.

Обобщение. Практическая работа №8 Идентификация органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон

Контрольная работа № 4.

. Биологически активные соединения.

Витамины.

Практическая работа №9. Обнаружение витаминов.

Ферменты

Практическая работа №10 Действие ферментов на различные вещества.

Гормоны.

Лекарства.

Практическая работа №11 Анализ лекарственных препаратов.

Обобщение: органические вещества.

Итоговая контрольная работа.

Химия и жизнь

Химия и здоровье человека

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия

2

 

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

1

 

1

 

 

1

1

 

1

1

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

1

1

 

1

1

1

1

 

2

1

 

2

 

1

 

1

2

1

 

1

 

2

 

1

1

2

1

 

1

1

 

1

 

1

1

 

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

 

 

1

1

 

1

1

 

1

1

1

 

1

1

 

 

1

 

 

03.09

05.09

 

 

10.09

 

 

12.09

 

 

18.09

 

19.09

 

24.09

 

 

26.09

01.10

 

03.10

08.10

10.10

 

15.10

 

17.10

 

22.10

 

24.10

 

29.10

05.11

07.11

 

12.11

14.11

19.11

21.11

 

26,28.11

03.12

 

05,10.12

 

12.12

 

17.12

19,24.12

26.12

 

16.01

 

21,23.01

 

28.01

30.01

04,06.02

11.02

 

13.02

18.02

 

20.02

 

25.02

27.02

 

04.03

06.03

11.03

13.03

18.03

 

20.03

01.04

03.04

08.04

10.04

15.04

17.04

 

22.04

24.04

 

 

29.04

06.05

 

08.05

11.05

 

13.05

15.05

20.05

 

22.05

27.05

 

 

29.05

 

 

 

 

 

 

 

Менделе-ева

 

 

Компьютер,

Образцы орг.

 

 

. связь»,

»,компьютер

 

 

»

//-//

Компьютер

Дидактическ

карты

 

Компьютер

арты

Типы хим.реакций»

Компьютер

Классиф

»

Компьютер

ПС

.

карты

 

компьютер

компьютер

 

иобору

оинстр.С.283

лкены

обору

оинстр.С.285

алкины

образцы

каучука

компьютер

компьютер

 

компьютер

арты

пыта

компьютер

по инстрС.286

пыта

оборуд

286

пыта

по инстрС.288

пыта

компьютер

арт

 

 

компьютер

Углево

омпьютЕР

оборуд

поинстс290

компьютер

арт

компьютер

.

опыта

оборуд

поинстр292

 

оборуд

поинстс293

 

 

 

 

 

 

оборуд

поинстс294

 

 

оборуд

поинстр295

 

 

 

оборуд

поинстр296

 

компьютер

 

в-в

компьютер

диски

 

Инструктажи

 

 

 

Мефодия

 

Плакат «Атом углерода»

 

абота

 

 

Тест-тренажер

 

Тест-тренажер

Задачи на вы-

вод формул

Модульный Урок

(МУ)

 

 

МУ

 

 

 

 

 

 

 

Тест-тренажер

 

Рефераты

 

 

 

ТБ

 

 

 

 

 

ТБ

МУ

Тест-тренажер

Слайды

рефераты

 

Тест-тренажер

Тест-тренажер

-

Задачник

ТБ

 

 

 

ТБ

 

 

МУ

ТБ

 

 

 

Тесты

 

 

 

Слайды

Презентация

ТБ

 

 

 

МУ

 

Задачники

ТБ

 

ТБ

 

ТБ

 

 

Рефераты

ТБ

 

Рефераты

Интегрир

ванные уроки

(биология

ТБ

 

 

 

Рефераты

 

Презентации уч-ся

 

Презентации уч-ся

диспут

 

 

 

 

 

-го класса:

понимать:

: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

представления в различных формах;

:

объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Учебно-методический комплект:

. – М.: Дрофа, 2007. - 300с.

Методическая литература:

Химия. 10 класс: Настольная книга учителя / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2004. – 480с.

Дополнительная литература:

Химия. 10 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.

Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.

, 2008. – 656с.

 

 

 

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.